Главная Отечественная история История философии История культуры История права История Украины
Начало "начал"
Древний Ближний Восток и Средиземноморье дали жизнь многочисленным божествам, ритуалам и религиозным концепциям. Но ирония судьбы состоит в том, что верования немногочисленного племени иудеев оказали наиболее значительное и продолжительное влияние на развитие всего человечества.

Всё о Богах и мифах древнего мира, древне боги, греческие боги, боги древней греции, боги египта, египетские боги, древнегреческие боги, боги древнего египта

В шумерской цивилизации города возникли как церемониальные центры около 5000 г. до н. э. и уже затем превратились в процветающие общины. Первый известный религиозный эпос - «Сказание о Гильгамеше - был записан около 2000 г. до н. э., хотя сложили его гораздо раньше. Представляющее собой, по сути, историю поиска вечной жизни, "Сказание о Гильгамеше" описывает бесплодную попытку героя преодолеть смерть и тем самым поднимает основополагающий постулат любой религии. Один из отрывков повествует о великом потопе, который уничтожил все живое, кроме людей, укрывшихся в ковчеге. Этот эпизод имеет явное сходство с библейской историей о Ное и отражает сильное влияние шумерских верований на иудейскую и друтие религии.
Сила богов
Религия шумеров основывалась на необходимости задабривать грозных богов и божеств, олицетворявших различные природные стихии, приношением
щедрых жертв. Возможно, такая богобоязнь была связана с природными условиями их жизни: низинной территорией Двуречья (между реками Тигр и Евфрат), открытой для наводнений и вторжений диких племен. Каста жрецов, монополизировав образование, поощряла поклонение божествам, во имя которых проводились религиозные ритуалы.
Поначалу каждый город поклонялся своему богу, позднее, в ходе процесса, сходного для многих культур, культ некоторых богов распространился, возникла иерархия божеств, им были выстроены пантеоны («храмы всех богов»), куда для ритуальных церемоний стекались жители всех окрестных  земель.
Типичным было расширение пантеона при появлении новых культов или изменении политической обстановки. Известный пример - вознесение на вершину иерархии вавилонского бога Мардука во времена господства Вавилона в Месопотамии. Похожие изменения происходили и в Древнем Египте, чья религия развивалась на протяжении более 3000 лет и была чрезвычайно сложной. Две тысячи божеств принимали самые разнообразные обличья - человека, животного или существа с головой животного и человеческим туловищем, включая Анубиса с головой шакала, кошку Бастет, Сета с головой ибиса и других, представленных коровами, жуками и даже бегемотами. Как и у шумеров, каста египетских жрецов была могущественной, но главенство фараона было очевидным, так как он сам считался богом, будучи земным воплощением Гора. Осирис как судья мертвых с чрезвычайной властью наделять или отнимать вечную жизнь занимает особое место в религии египтян.
Загробная жизнь
Представление шумеров о загробной жизни было мрачным, тогда как для египтян она означала «уход в радость». В результате, большая часть жизни жителей Египта была приготовлением к смерти. Помимо праведной жизни, египтянин должен был подготовить собственную мумификацию, обставить усыпальницу с комфортом, оставить в ней запас еды, а также соблюдать детально описанные в «Книге мертвых» правила, чтобы избежать опасностей во время путешествия в загробном мире. Известнейшими гробницами являются пирамиды, которые построены в период правления фараонов IV династии (2613-2494 гг. до н. э.).Другие правители покоились в усыпальницах, вырубленных в скалах Долины Царей. Лишь одной из них, принадлежавшей молодому фараону Тутанхамону, удалось избежать разграбления. Сокровища, найденные здесь в 1922 г., считаются величайшей археологической находкой XX века.
Стабильность египетской религии изумляет - если она и менялась в течение тысячелетий, то это было лишь присоединение возникавших время от
времени культов без каких-либо серьезных конфликтов. Единственное исключение имело место во время правления фараона Эхнатона (1368-51 гг. до
н. э.), провозгласившего культ единого бога солнца -Атона - и основавшего новый храмовый город Ахетатон. Даже сейчас этот правитель
воспринимается неоднозначно: как прогрессивный монотеист (верующий в одного бога) и нетерпимый фанатик. Религиозная революция Эхнатона
умерла вместе с ним, а противники фараона сделали все, чтобы уничтожить всякое упоминание о его существовании.
Олимпийские боги и мифы
Греческие религия и мифы испытали египетское и азиатское влияние, но развивались совершенно иначе. Это приобретает особую важность, поскольку начиная с IV в. до н. э. эллинские идеи, язык и культура распространились по всему Ближнему Востоку вместе с победоносной армией Александра Македонского. Позднее римляне, завоевавшие греческое государство, сами были покорены эллинской культурой, которая благодаря им достигла самых дальних уголков Средиземноморья, Галлии и даже Британии, где их воины несли службу у Адрианова вала и воздвигали алтари Юпитеру и Фортуне.
Греческих богов часто называли олимпийцами, считалось, что они обитали на горе Олимп в Греции. Среди наиболее известных: Зевс - царь богов, Афина - богиня мудрости, Артемида - богиня охоты и луны, Арес - бог войны и Афродита - богиня любви. У римлян они известны как Юпитер, Минерва, Диана, Марс и Венера. Отличительной чертой греческих богов была их полная «человечность», за исключением бессмертия и особых способностей. В ранних письменных упоминаниях (эпически поэмы Гомера, записанные предположительно в VII в. до н. э.) они уже соперничают между собой и допускают ошибки, как и люди, в чьих войнах и интригах они охотно принимают участие. Такое очеловечивание было типичным для греческой культуры, в период ее зрелости воспринимавшей человека как образец совершенства. В эллинской скульптуре человек богоподобен, мифические персонажи - Геракл, Кастор и Поллукс - смогли присоединиться к бессмертным.
Греческую религию трудно понять -с ее отнюдь не безупречными и зачастую лишенными благородства богами и «священным- писанием» из двух эпических поэм, приписываемых одному автору, который считается реально существовавшей личностью. Но богатые подношения, найденные у древних алтарей от Британии до Ирана, доказывают, что олимпийские боги и богини почитались в те времена как воплощения сил, управляющих миром. Греческие мифы чрезвычайно многочисленны и разнообразны по сюжету - от рассказа о сотворении мира до историй династий, войн и приключений. Их сила так велика, что их пересказывают, используют в произведениях искусства и переосмысливают снова и снова со времен великих греческих драматургов по сей день, обогащая мировую культуру.
Жажда веры
В последние века типичной истории вера в олимпийцев ослабела, хотя римляне поддерживали культ Юпитера и всего пантеона как своего рода гражданский долг. Одна из возможных причин: потеря людьми своего места и цели в сверхдержавах эллинской (посталександрийской) и римской эпох. Результатом стал не атеизм, а, наоборот, жажда веры.Мир поздней античности был наполненразличными культами местного значения,«мистическими» религиями, обещавшим и спасение и бессмертие, богами из Египта и Востока, поклонение которым достигло и Рима. Римлян часто не устраивала данная тенденция, но ее поощряла проводимая ими терпимая политика: заинтересованные скорее в приобщении, чем в обращении субъектов своей обширной империи, они включали множество чужих богов в свой пантеон, отдавая им должные почести.
Жажда веры античного мира, в конечном счете, была удовлетворена новой религией - 1 христианством, зародившимся в римской провинции Иудее. Жителями этой провинции были евреи, или иудеи, - народ, который к тому времени уже имел свою собственную монотеистическую религию, разительно отличавшуюся от религий Месопотамии, Египта или Греции. Ранняя история иудеев известна только из сохраненных ими исторических, религиозных и мистических писаний, Ветхого Завета, принявшего окончательную форму много веков спустя после описываемых в нем событий. Считается, что прародитель иудеев Авраам покинул город Ур и поселился в Ханаане (часть Палестины). Его потомки, которых Моисей вывел из египетского рабства, ведомые Богом, отвоевали Ханаан и поселились в этой местности, ставшей известной как Израиль. Как и многие древние легенды, эти известные сюжеты основаны на реальных событиях, но сейчас уже невозможно определить, где реальность, а где вымысел.
Это справедливо и в отношении описания правления древних царей Израиля (Саула, Давида и Соломона), хотя соперники иудеев - филистимляне - определенно жили в Палестине (и дали этому краю его название) с начала XII в. до н. э. После смерти Соломона (ок. 930 г. до н. э.) Израиль разделился на два царства - Израиль и Иудею, -ощутивших на себе все отрицательные стороны расположения на стыке двух великих империй. Израиль был полностью уничтожен ассирийцами в 722 г. до и. э.Затем 587 г. до н. э. вавилоняне захватили Иудею, разрушили Иерусалим и изгнали иудеев. Части изгнанников позже разрешили вернуться и отстроить Иерусалимский Храм, но они жили в постоянном страхе как подневольный народ, пока в 63 г. до н. э. римляне не захватили Палестину, сделав ее своей провинцией Иудея.
Один всемогущий бог
К тому времени религия древних евреев -иудаизм - приобрела черты, выделявшие ее среди прочих. Иудейский бог был вселенским и всемогущим. Он не служил царям или священникам. Из-за тяжелого исторического пути евреев их религия не была орудием государства, а являлась независимой системой убеждений и ценностей, доступной для всех, трактуемой и обновляемой учеными людьми и пророками, которые вполне могли состоять в конфликте с еврейскими или пришлыми властями. Евреи называли себя «избранным» народом, и их вера в одного бога означала невозможность компромисса с другими религиями или отведения ей места в римском пантеоне. Их независимость сделала этот народ отверженным, но горячая вера и непреклонность постоянно увеличивали ряды верующих, чье число множилось в еврейских поселениях по всему римскому миру. В то же время, в самой Иудее они притеснялись римлянами, и к концу I в. до н. э. здесь назрели серьезные политические, социальные и религиозные конфликты.
Кроме зелотов, ведших вооруженную борьбу с римлянами, возникли соперничающие секты среди иудеев: ортодоксальные саддукеи и радикальные фарисеи, трактовавшие закон более свободно и проповедовавшие такие новые доктрины, как Судный день, когда умершие воскреснут и предстанут перед Богом для ответа.
В 1940-х гг. был найден тайник со свитками - т. н. Рукописями Мертвого моря, -показавшими степень обостренности сложившейся в тот период ситуации. Иудея стояла на пороге сильнейших политических и религиозных потрясений..

КЛЮЧЕВЫЕ ДАТЫ

Ок. 2000 г. до н. э.
Записан эпос
«Сказание о Гильгамеше»
Ок. 1369-52 гг. до н. э. Правление Эхнатона
Ок. 1352-43 гг. до н. э. Царствование Тутанхамона
XI в. до н. э. Правление Саула и Давида
Ок. 970-930 гг. до н. э. Царствование Соломона
722 г. до н. э. Ассирийцы уничтожают Израиль
587 г. до н. э. Вавилоняне захватывают Иудею
539 г. до н. э.
Персы захватывают Вавилон; евреи
отстраивают Иерусалим
539-142 гг. до н. э.
Евреи под гнетом персов, египтян
и эллинистической династии
Селевкидов
168-142 гг. до н. э. Восстания евреев против Селевкидов
142-63 гг. до н. э. Независимое еврейское государство
37-4 гг. до н. э. Правление царя Ирода

Дальше Раннее христианство - возникновение, принятие христианства, зарождение, политические идеи, история, политика, политико правовые идеи

Эту страницу находят по следующим запросам: Всё о Богах и мифах древнего
мира, древне боги, греческие боги, боги древней греции, боги египта, египетские боги, древнегреческие боги, боги древнего египта

Всемирная история
после 1500 года